top of page
Фото автораIgor Masyukov

Amouage Voyage или путешествие в удивительный Оман. Часть 1. Ладан

Обновлено: 12 июн. 2023 г.

Amouage Voyage — так, с улыбкой и на французский манер, сотрудники Amouage называют пресс-туры, которые компания организует раз в полгода-год для того, чтобы парфюмеры, журналисты и дистрибьюторы могли своими глазами увидеть, в какой среде возник бренд, какие культурные коды в него зашиты; а главное — узнать, чем на самом деле пахнет Оман, родина Amouage. Аутентичным ароматам Омана я посвящу статьи, которые войдут в цикл «Amouage Voyage». Мне посчастливилось посетить эту страну в начале апреля 2023 года: шел священный месяц Рамадан и цвели горные розы — главная цель моей поездки.



По Оману я путешествовал с парфюмером Firmenich Натали Лорсон, специалистом Firmenich по развитию брендов Жули Конта-Дефонтен, специалистом по натуральным ингредиентам Firmenich Домиником Роком (в России широко известна его книга «Охотник за ароматами»), историком парфюмерии Александром Хелвани, и, конечно, креативным директором Amouage Рено Сальмоном.

Я наполню свои путевые заметки ссылками и полезными советами, чтобы тем, кому посчастливится побывать в Омане, она могла послужить своеобразным гидом по ароматным местам. Первая часть статьи будет посвящена культуре страны, а также ладану. Вторая — розе.



Когда прилетаешь в столицу Омана Маскат, тебя встречает аромат ладана. Оманцы искренне любят свою культуру: большинство из них носят традиционные арабские наряды абайи и дишдаши, которые окуривают бахуром; в помещениях пахнет ладаном, который в Омане можно найти повсеместно, причем различных сортов: от тех, что предназначены для воскурения, до пригодных в пищу.


Оман — жаркая страна, но за все время, что я там находился, я сталкивался только с приятными запахами. У меня сложилось впечатление, что в самой оманской культуре заложена связь между физической чистотой и чистотой помыслов. У чистоты и благочестия по-омански есть запах — запах ладана.



По прибытии в Маскат первым делом мы отправились в мечеть Султана Кабуса, национальную гордость оманцев. Архитектура пятиминаретной мечети, построенной за шесть лет (1995-2001), безупречна.



Убранство поражает сочетанием роскоши (люстры сделаны из кристаллов Swarovski, а пол покрыт цельнотканым ковром — и это в третьей по размеру мечети в мире!) и чувства меры. Спокойное достоинство — так бы я описал дух, в котором живут оманцы и который они ежедневно воплощают в виде слов, дел, одежды, украшений, архитектуры.

Во время поездки я не увидел ни одного высотного здания, и это тоже часть оманской ментальности. Природа страны сурова и прекрасна; горы гораздо больше того, что может построить человек под солнцем.



Интересно, что в мечети Султана Кабуса я не почувствовал запаха ладана, зато снаружи был захвачен благоуханием жасмина Самбак. Оно распространялось по всему комплексу зданий, который включает в себя школу Корана и общественную библиотеку.



Следующей точкой нашего путешествия стал бутик Amouage с гигантским каменным шаром, в центре которого как драгоценность хранятся аттары. Это визитная карточка бренда и центр притяжения тех, кто знает: существуют вещи, которые можно увезти с собой только из Маската. Флагманский бутик Amouage в Mall of Oman идеально соотносится с современным обликом Омана — он абсолютно открыт, две из четырех стен сделаны из стекла, а внутри в куски грубоватых, почти марсианского вида скал вмонтированы гигантские LCD-панели.



Фабрика Amouage, а лучше сказать мануфактура, — в десяти минутах езды от бутика. У входа среди цветов растет гигантское дерево Boswellia Sacra, посаженное здесь еще в начале 80-х годов прошлого века. В дикой природе деревья этого рода обычно раза в два меньше, ведь они растут в условиях, далеких от тепличных.


Войдя в здание фабрики, мы оказываемся в музее Amouage. По центру стоит стол со спиртовыми растворами самых важных для бренда душистых веществ, среди которых все виды смол, от элеми до ладана и мирры, цветов, вроде жасмина и розы, и других редких и желанных ингредиентов — на стенде можно познакомиться с натуральной тинктурой серой амбры.



У стен расположились «аквариумы» с ароматами Amouage: от самых старых до современных. Здесь я впервые увидел лимитированные флаконы, полностью сделанные из хрусталя и полудрагоценных камней.


Двигаемся вглубь здания, на фабрику. Хотя, как я уже сказал, «фабрика» — слишком громкое слово. Слово «мануфактура» ближе к правде, ведь ароматы, произведенные здесь, — ручной работы.



Это будущие ароматы Amouage. В помещении с контролируемым температурным режимом они созревают после смешивания с алкоголем. В среднем этот процесс занимает две недели. Затем их фильтруют.



А вот и фильтр. После вымораживания осадка и фильтрации аромат стабилизируется еще в среднем две недели, после этого он проходит контроль качества и только потом отправляется на розлив.


Еще фото бочек для любопытных. На листе можно обнаружить фактическую информацию о партии Jubilation XXV Man. Розлив ароматов на производстве Amouage не автоматизирован. Даже небольшие миллилитровые семплы заполняются вручную.



Шильдики клеятся вручную. До этого флаконы заполняются вручную при помощи машины человеком. Завальцовываются они так же вручную при помощи машины человеком. Единственная автоматизация — это прохождение флаконов через все процессы производства по конвейеру. Упаковка флаконов в коробки и целофанирование, как вы уже догадались, тоже производятся вручную.

Линия, которую я увидел, — небольшая, но очень разумно устроенная. Многие процессы можно было бы доверить машинам, но, видимо, объемы производства этого не требуют.


После знакомства с мануфактурой мы посетили фирменный бутик Amouage, где помимо желанных многими аттаров я увидел совсем невообразимые вещи: набор всех ароматов бренда в миниатюрах и знаменитые композиции Amouage на масляной основе — во флаконах для аттаров старого дизайна. Если вы любите бренд уже много лет и у вас есть средства на покупку редкостей, здесь есть, где разгуляться.


После поездки на фабрику мы пару часов отдохнули в отеле и отправились в форт Маттрах, чтобы полюбоваться закатом, поужинать в рыбном ресторане и отправиться на одноименный старинный базар.



Вот с этой небольшой бухты начался город Маскат, в конце XVII века ставший столицей Омана. Сейчас площадь города составляет почти 3500 квадратных километров (застройка идет вдоль береговой линии).


В местном рыбном ресторане (на фото —самая высокая башня) я впервые попробовал ладанную воду — традиционную оманскую настойку ладана на воде. По вкусу — это словно пить еловую смолу. Ладанная вода имеет бактерицидные свойства и улучшает пищеварение. Правда, для настаивания подходит не всякий ладан, а высшего сорта — белый или зеленый. Ходжари — так называют этот сорт оманцы. Его добывают в южных областях страны, и он имеет особенно яркий цитрусово-хвойный запах и вкус. Да-да, ладан можно жевать — примерно как живицу хвойных деревьев.


Сук Маттрах — гигантский старинный базар, где, кажется, можно купить все что угодно. Попадаешь туда, и словно оказываешься в сказочной Аграбе.



Найти там можно еду, специи, одежду, украшения, множество всяческих безделушек, а также серебро и благовония. Так, Александр Хелвани привел нашу группу к торговцу душистостями: в его ассортимент входили какие-то диковинные ракушки, цельная и перетертая в порошок древесина, различные смолы и даже мускус ксилол, относящийся к ныне запрещенным нитромускусам.



Я искал на базаре серебряную кадильницу, чтобы воскурять ладан дома. Тех, кто когда-нибудь окажется в Омане, хочу предупредить: сук (базар) — место чудесное. Одинаковый товар у разных продавцов может стоить 5 и 10 риалов. Его истинную цену вы узнаете только в процессе торга. Без торга нет базара. Ну и конечно сук Маттрах — место, где начальные цены — туристические. Нужно потратить немалые силы, став практически оманцем, чтобы купить товар по приятной для себя цене.



Свою кадильницу я там так и не нашел. Зато увез с собой домой прекрасного качества ладан Ходжари: я воскуряю его, а еще добавляю в чай с розовыми бутонами, так же привезенный из Омана. Но о розах — в следующей части рассказа о моем «Amouage Voyage».




 



3 просмотра
bottom of page