Роза — главный парфюмерный цветок. Оспорить этот ее статус может, пожалуй, только жасмин. Но между жасмином и розой есть существенная разница. Если жасмин — это дитя природы, то роза была создана человеческими руками путем селекции из шиповника. Если из дикого волка человеком были выведены все собаки на земле, от мастифа до мопса, то чем роза хуже? За примерно пять тысяч лет селекции возникло огромное количество сортов роз: от декоративных до эфиромасличных — из них получают парфюмерные материалы, которые отличаются друг от друга как день и ночь; многие из них уникальны.
В рамках Amouage Voyage, о первых днях которого я рассказал вам в первой части одноименного цикла статей, я отправился в Оман с главной целью — получить одно из самых дорогих эфирных масел розы в мире.
Оманская горная роза была завезена в страну персами в XVIII веке. Согласно всемирной классификации, сорт этой розы относится к классу Rosa Damascena Trigintipetala (бутон имеет тридцать лепестков). Оманская роза похожа на ту, что выращивают в Болгарии, с одной особенностью — она растет в засушливых горных районах, и это влияет на характер звучания сырья, которое из нее получают.
Но давайте обо всем по порядку.
В своем путешествии я еще не добрался до скалистых гор Хаджар, которые протянулись дугой от полуострова Мусандам до мыса Эль-Хадд. Подъезжая к горам, мы остановились в новом, открытом только в 2023 году музее культурного наследия Омана «Oman Across Ages Museum».
Это фантастическое современное здание, расположенное посреди пустыни.
В музее можно найти палеонтологические экспонаты, исторические реконструкции (особенно меня впечатлило рыбацкое судно реальных размеров, разрезанное пополам), узнать о тысячелетней истории формирования оманской государственности.
Большое внимание в музее уделено культурному наследию. Посмотрите на детали традиционной оманской одежды. Ничего не напоминает?
В конце экспозиции нас ждал сюрприз — рядом с традиционными кадильницами расположился стенд Amouage. В гигантские капли, свисающие с потолка, были помещены современные аттары бренда. Под глазурированными керамическими шарами были спрятаны керамические блоттеры в виде флаконов аттаров емкостью в одну толу (на самом деле тола — это мера веса, но «парфюмерные» люди смотрят на нее очень по-своему и приравнивают ее к объему 12 мл).
Любопытно, что женщин в нашей группе особенно заинтересовал аттар Rose Aqor. Мне вспомнилось, как я познакомился с ним в Алматы: сначала в магазине Saks 5th Avenue, потом — на мероприятии, посвященном запуску коллекции The Attars. Весь 30 этаж гостиницы Ritz-Carlton тогда пропах ванилью (что было ожидаемо) и розой (чего я совершенно не ожидал). Казалось бы, бренд Amouage славен насыщенными, сладкими, смолисто-древесными ароматами, но сегодня люди бессознательно выбирают что-то тонкое и изящное, даже когда имеют дело с аттарами.
Тонкий и изящный аромат роз ждал нас впереди, но по дороге в горы мы не могли не заехать в старинный оманский город Низва, чтобы насладиться ароматами другого порядка.
До того, как Маскат стал столицей, Низва претендовала на лидирующую роль — через город, расположенный в оазисе, где уже сотни лет местное население возделывает финиковые пальмы, проходили важные торговые пути. Так, самая старинная мечеть города, мечеть Суаль, была построена в IX веке, а финики по-прежнему являются важнейшим товаром Низвы.
Наша группа посетила центральный рынок города, где можно было купить вполне живого барана или козу, но я остановился на более транспортабельных (и приятно пахнущих) финиках. Всем, кто посетит сук Низвы, я бы советовал обратить внимание на сладости и пряности — кофе с кардамоном, мед с добавлением экстракта ладана и, конечно же, местные финики.
Два часа пути по серпантину, и наша группа оказалась в горах Хаджар, за которыми пряталось солнце. Розы на терассах легендарной «зеленой горы» Джебель Ахдар заснули, и мы вместе с ними. В абсолютной тишине, потому что за окнами отеля — обрывы.
Мы встали на рассвете, в 6 утра сели по машинам и направились на плантации роз. Их мы посетили две: первая — совсем дикая, в деревне Аль Айн, вторая — современная (принадлежит компании Al Jabal Roses), с которой Amouage сотрудничают на постоянной основе и где расположен перегонный аппарат.
Деревня Аль Айн расположилась на скалистых склонах горы Джебель Ахдар: они отвесны и в некоторых местах образуют каньоны и обрывы высотой до 1000 метров. На горных террасах растет около четрых тысяч розовых кустов, за которыми ухаживают 18 семей. Вода там на вес золота — она доставляется посредством древней системы ирригации афладж, которая считается гордостью Омана. Нехватка воды приводит к тому, что горные розы не так насыщены влагой, как их болгарские сестрицы, следовательно выход масла из них меньше.
Условия жизни — не для неженок.
Рено Сальмон объяснил нам, как собирать розы: берешь стебель прямо у того места, где начинается бутон, и слегка поворачиваешь — бутон отламывается легко и безболезненно для куста. И правда — срывать розы не так сложно, как сложно растить их на скалах.
Рено Сальмон
Запах на плантации стоял великолепный — тонкий, немного зеленый. А как пахли руки после работы!
Александр Хелвани
Натали Лорсон
Мы находились на плантации около получаса, мешки моих спутников наполнялись быстро, а мой — не слишком. «Игорь, почему ты не собираешь розы? Этот процесс похож на медитацию!» — сказал мне один из сотрудников Amouage. А я, указывая на фотоаппарат, ответил: «Эти розы будут цвести всегда».
Жули Конта-Дефонтен
Марк Тука
Настало время двигаться на вторую локацию, ведь солнце в зените печет невыносимо.
Доминик Рок
На второй плантации, принадлежащей господину Ахмеду Абдулле Аль Сакри, царила совершенно другая атмосфера: розовые кусты там посажены рядами и аккуратно подстрижены. Больше всего там трудились пчелы. Их жужжание заполняло нагревшийся воздух, в котором разливался приятный медовый аромат цветов.
Здесь мы провели больше времени, и наш урожай оказался достаточным, чтобы получить из него масло. Бутоны были собраны в корзины и господин Ахмед обдал их прохладной водой — чтобы сбить насекомых.
После взвешивания корзин с бутонами можно было браться за дело.
И здесь начинается самое интересное. Сейчас я буду звучать как редактор парфюмерной энциклопедии, но информация, которую я постараюсь до вас донести, нужна, чтобы понять, в чем особенность материала, полученного из тех самых Оманских горных роз, что мы собрали.
Как вы знаете, из розы можно получить несколько видов душистых веществ:
(1) розовую воду (2) эфирное масло (3) абсолют цветов (4) абсолют листьев
Давайте для начала разберемся с абсолютами.
Абсолют цветов. При помощи экстракции петролейным эфиром из бутонов получают конкрет, а затем из конкрета экстракцией этанолом с выходом около 50% получают абсолют, который обладает невероятно глубоким цветочно-медовым звучанием. Для изготовления 1 кг абсолюта Дамасской розы требуется 3-4 тонны цветов, стоимость килограмма — около $5000.
Абсолют листьев — очень редкая субстанция. Ее получают на юге Франции посредством экстракции листьев хлоруглеводородами (трихлорэтилен, дихлорментан). Абсолют листьев имеет лиственный, немного древесный запах и используется парфюмерами нечасто — он привносит в композицию крайне необычные зеленые тона.
А теперь главное.
Розовая вода и эфирное масло розы. Их получают самым древним из известных человеку способов — доказано, что уже в VII веке арабам была известна технология паровой дистилляции, при которой бутоны розы, плавающие в воде, медленно нагревали и получали две субстанции: розовую воду и эфирное масло.
Традиционно в восточных странах наибольшим спросом пользовалась розовая вода. После первичной дистилляции в ней оставалось около двух третей всех душистых веществ, в основном спиртов. Эфирное масло составляло одну треть и по большому счету было побочным продуктом. Его запах был совсем не тем, к которому мы привыкли, — прозрачным, зеленым, минеральным. Сладкая, медовая суть цветка оставалась в розовой воде.
Ситуацию изменила конъюнктура: у западных европейцев появился запрос на дорогое эфирное масло розы, которое использовалось при изготовлении парфюмерии и косметики, и крупнейшие производители нашли способ увеличить процент выхода масла за счет второго цикла дистилляции.
Продукт первичной дистилляции (эфирное масло) отличается от продукта экстракции (абсолюта) содержанием фенилэтилового спирта. В эфирном масле первичной дистилляции его практически нет. Все дело в том, что фенилэтиловый спирт хорошо растворим в воде и после первичной дистилляции остается в гидролате (т.е. розовой воде). Для того, чтобы его извлечь, производители дистиллируют гидролат повторно и присоединяют регенерированный фенилэтиловый спирт к полученному ранее эфирному маслу. Этот процесс называется когобацией: он значительно повышает процент выхода эфирного масла и снижает его стоимость. Запах такого масла ближе к абсолюту и знаком, наверное, каждому — не хватает только розеноксида и других минорных одорантов (неролоксид, розфуран и периллен, дамасконы и дамасценоны), чтобы на его основе реконструировать запах живого цветка.
Теперь вернемся в Оман.
Рядом с розовым полем господина Ахмеда расположился ангар, где происходит процесс дистилляции. Догадайтесь, ради получения какого продукта?
Правильно. Сегодня в Омане, как и в стародавние времена, огромной популярностью пользуется розовая вода, которую после дистилляции господин Ахмед оставляет себе — его плантация производит розовую воду высшего качества, которая по-арабски называется Аль Арус или «невеста». Дело в том, что в Омане розовую воду традиционно используют на важных мероприятиях, в первую очередь на свадьбах. Как и в случае с ладаном, ее пьют, добавляют в пищу и, конечно, ароматизируют ею себя.
В Amouage, очевидно, заинтересованы во взаимоотношениях с местными производителями, потому что на выходе в распоряжении бренда оказывается душистое вещество с уникальными характеристиками, недоступное ни одному парфюмерному бренду в мире. Для того, чтобы получить 1 литр масла Оманской горной розы, требуется 20 тонн бутонов. Несложно посчитать, что оно должно быть раз в пять дороже обычного абсолюта.
На фото выше вы видите дистиллятор господина Ахмеда. В самую крупную бочку помещают розы вперемешку с водой. После дистилляции бочка поменьше наполняется розовой водой, а совсем маленькая, та, что слева, — драгоценным розовым маслом.
Мы загрузили наш урожай внутрь дистиллятора и отправились в новое приключение. Результаты нашего труда нам предстояло оценить только на следующее утро. Сам процесс дистилляции занимает четыре часа, но полученному маслу дали «отдохнуть». И сборщикам роз, то есть нам, тоже.
Последним пунктом на нашем «розовом пути» была деревня Саик, а точнее один дом в этой деревне, где господин Абдулла Аль Сакри производит уникальный продукт — дымную розовую воду.
Как я уже говорил, розовая вода в арабских странах используется в том числе и в кулинарии, и дымная розовая вода — не исключение. Способ ее получения кардинально отличается от всех, что я когда-либо встречал.
В руках у господина Абдуллы — горшок с этой самой розовой водой, которая впрочем, больше похожа на смолу и вовсе не пахнет розами. Ольфакторный профиль этой субстанции напоминает мне, скорее, о запахе гваякового дерева или каде.
Все дело в том, каким образом получают дымную розовую воду: согласно старинной технологии, розы отправляют в дровяную печь, по большому счету, тушиться на медленном огне. Глиняный горшок, в который они попадают, имеет сложную структуру: бутоны оказываются как бы зажатыми между внешними стенками горшка, которые нагреваются жаром печи, и внутренним полым сердечником, в который стекает масло вперемешку с водой, испаряющееся от нагрева и конденсирующееся чуть выше на холодной медной крышке, которой накрывают горшок. С крышки масло и вода стекают в сердечник, после чего фильтруются через тонкую хлопковую ткань и отправляются отдыхать на несколько дней в прохладное темное место. Такая розовая вода насыщена продуктами горения — ими она и пахнет. Парфюмер может использовать ее, скорее, как источник вдохновения при создании темных, дымных композиций на тему ладана или уда. Но не розы.
После посещения деревни Саик нас отвезли в отель, чтобы мы отдохнули и с утра снова отправились в путь — на этот раз по домам: в Дубай, Париж, Лондон, Алматы.
Но прежде мне удалось взять интервью у парфюмера Натали Лорсон, а затем попробовать то самое розовое масло, что мы добыли, и обсудить его свойства с Рено Сальмоном.
Эфирное масло Оманской горной розы пахнет эйфорично. У него очень современный профиль: зеленый, напоминающий аромат свежесорванной розы или даже сока из ее стебля, который остался на руках. В нем ярко проявлен минеральный, металлически-альдегидный аспект, есть заметная цитрусово-гераниевая грань. Рено описывает цвет этой розы как «туманно-розовый», характерный для картин Марка Ротко. И я с ним согласен, это явно не привычная алая роза.
Фото, вдохновленное стилем Марка Ротко
Оманская горная роза обладает самобытным звучанием, она как скрипка Страдивари среди прочих скрипок — скорее сопрано, чем меццо, с очень узнаваемым тоном.
Сегодня эфирное масло Оманской горной розы используется лишь при производстве аттаров Amouage (как доступных по всему миру, так и локальных), и этому есть причина. Всего на «зеленой горе» за период цветения (апрель-май) собирают около 160 тонн розовых бутонов, пригодных для дистилляции. Amouage выкупают 25% всего урожая, то есть 40 тонн, из которых получают всего 2 килограмма масла. Это масло уникально, потому что остальные 120 тонн уходят на производство розовой воды — классической и дымной. Amouage прикладывают усилия к тому, чтобы урожай роз был больше — ежегодно на горных терассах высаживаются новые кусты.
Возможно через какое-то время мы узнаем, что Amouage создали спиртовой аромат с эйфорическим маслом горной розы внутри, и он доступен по всему миру. Тогда я буду среди первых, кто приобретет его в свою коллекцию, ведь что лучше, чем аромат, может напоминать о путешествии, которое невозможно повторить?
Источник статьи: https://www.fragrantica.ru/news/Amouage-Voyage-ili-putesestvie-v-udivitel-nyj-Oman-Cast-2-Omanskaa-gornaa-roza-13874.html